Важно родителям

Почему ребенок отказывается делать уроки?

Вернувшись с работы, обычно родители сходу задают вопрос своему ребенку-школьнику: «Ты сделал уроки?» Если же он снова проигнорировал выполнение домашнего задания, гармония в семье нарушается, назревает серьезный конфликт отцов и детей. Попробуем понять, почему дети, не вошедшие еще в бунтарский подростковый возраст, отказываются делать уроки?

 

«Недопонял»: причина № 1

    Неудачи в школьных предметах могут огорчать ребенка настолько, что он «остывает» к ним и решает не делать уроки вообще. Родители, занятые работой и домашними хлопотами, часто предпочитают выполнить домашнее за ребенка, а не искать доступный способ объяснить маленькому школьнику плохо усвоенный материал. На самом деле, родители только усугубляют положение ребенка: учитель вызовет его к доске, где станет очевидно, что тему прошлого занятия он так и не понял. В итоге, помимо плохой отметки, маленький школьник столкнется с насмешками одноклассников.

    Гораздо правильнее помочь ребенку понять школьный материал, не решать за него задачу, а подтолкнуть к правильному решению. Но для этого придется выработать правильную стратегию поведения и следовать ей беспрекословно. Не зря говорят, что родители школьников проходят учебу в средней школе повторно. Подготовьтесь к этому: полистайте учебники, поищите дополнительные сведения в интернете, с помощью которого вы сможете объяснить школьный материал и заинтересовать ребенка.

 

Головокружение от успехов: причина № 2

    Дети, которые легко справляются с уроками, в какой-то момент тоже могут перестать их выполнять. От хорошей успеваемости у них развивается «головокружение от успехов»: они уверены, что в нужный момент легко сообразят, что ответить во время урока, а письменную работу успеют сделать на перемене. Но когда задания становятся сложнее, детям приходится очень трудно. В результате школьники, которые были отличниками в младших классах, начинают хуже учиться, перейдя в средние: у них просто нет привычки работать над заданиями. Если знания ребенка выше, чем у его одноклассников, и в школе ему откровенно скучно, расскажите ему, что потом будет интереснее. Обсудите с учителем возможность давать ребенку дополнительные задания повышенной сложности. Учитывая успеваемость, ребенку можно также поручить подготовку докладов.

 

Комплекс отличника: причина № 3

    Родителей, естественно, очень волнуют школьные отметки ребенка. Они настолько зависимы от пятерок, что это вызывает у школьника множество фобий. Из-за тотального контроля ребенку начинает казаться, что проще списать у отличника и получить хорошую отметку, чем стараться самому и провалить все дело.

    Родители часто говорят с детьми об их будущем, запугивая их тем, что они не поступят в университет. Однако психологи считают этот метод малоэффективным. Ученику второго класса трудно представить себя 17-летним молодым человеком или девушкой. Нередко родители «пророчат» отказывающемуся школьнику судьбу дворника. Но, как ни странно, многие современные подростки считают эту профессию вполне полезной для общества.

    Так что, если вы требуете от ребенка пятерок по всем предметам, подумайте, зачем вам это нужно: не всегда круглые отличники добиваются успехов в жизни. Вместо принудительной учебы, потратьте свою энергию на осознание действительно интересных малышу сфер деятельности.

 

Не школой единой «сыт» ученик: причина № 4

    Ребенок не должен садиться за уроки сразу после возвращения из школы. Ему нужно отдохнуть, погулять с друзьями, заняться хобби. Смотреть телевизор или играть в компьютерные игры не рекомендуется. Прервать эти занятия и сесть за выполнение домашнего задания будет трудно. Время, когда ребенок садится делать домашнее задание, должно быть фиксированным, как и место: если у детей нет своей комнаты, выделите зону в квартире, где будет располагаться письменный стол.

    Важны перерывы, во время которых разрешается слушать музыку, танцевать – все это должно стать определенным ритуалом, который поможет ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно. Иногда родители подают детям плохой пример: если ребенок замечает, что мама и папа по телефону обещают сделать работу к определенному сроку, а потом не делают этого, то и от ребенка требовать неукоснительного исполнения семейных правил и традиций неправильно.

 

«Поговори со мною, мама!»: причина № 5

    Бывает, что своим равнодушием к выполнению домашнего задания ребенок попросту добивается родительского внимания. Если мама и папа говорят с ним только об уроках, то именно это и становятся предлогом для общения. Ребенок бессознательно превращает себя в «непонимающего ученика», чтобы с ним подольше побыли родители. Попробуйте договориться с маленьким школьником, установите свод обязательных к исполнению правил. Ребенок должен понять, что задания, которые даются ему легко, можно выполнить самостоятельно в ваше отсутствие. Трудные для понимания задания нужно делать вместе.

    И самое главное: родители должны находить время не только для помощи ребенку с домашними заданиями, но и для общения с ним на другие темы.

5 ошибок мамы первоклассника

    Первый раз в первый класс – невероятное событие не только для ребенка, но и для его родителей. К сожалению, мы, взрослые, тоже не всегда справляемся на пять с плюсом. Какие ошибки чаще всего допускают родители школьников (кстати, не только первоклассников), и как их избежать?

    Школа – большая ответственность для мам и пап. Именно от взрослых во многом зависит не только успеваемость ребенка, но и его здоровье, в том числе психологическое. О типичных ошибках родителей школьников рассказывает Олеся Бутузова, врач-педиатр и опытная мама. 

 

Ошибка № 1. Режим

Я не устаю повторять об этом всем и всегда, режим – это основа здоровья детей любого возраста. Очень важно ложиться спать ежедневно в одно и тоже время. Причем с наступлением школьной поры в кровать ребенок должен отправляться пораньше – ведь нагрузка у современного ученика немаленькая.

Ошибки родителей (позднее укладывание сон в разное время, телевизор или планшеты по вечерам) могут привести к хронической усталости, повышенной раздражительности и, конечно же, не самой лучшей успеваемости. Для полноценного отдыха ребенок должен спать не менее 9-10 часов в течение ночи.

Выход: покупаем будильник, на котором четко фиксируем время подъема и отхода ко сну. Пусть это будет приятная мелодия, а не раздражающий, резкий звук. 

 

Ошибка № 2. Питание

Очень важно соблюдать  режим и в плане питания. Завтрак, обед и ужин в определенные часы очень помогают работе желудочно-кишечного тракта.

С утра каша: заложите вечером в мультиварку, с утра будет горячая. С собой в коробочки для обеда котлету с гарниром.

    Режим формирует своеобразный условный рефлекс, благодаря чему пищеварительная система уже сама начинает вырабатывать желудочный сок и ферменты «по часам». Разумеется, пища у таких деток переваривается и усваивается лучше.

    К сожалению, одной из самых распространенных проблем со здоровьем у нынешних школьников является гастрит. И это неудивительно. Перекусы на бегу, отказ от каши в столовой в пользу булочки, невозможность полноценно пообедать между уроками и кружками – все это постепенно наносит вред желудочно-кишечному тракту и может стать причиной неприятных ощущений: тошноты, боли в эпигастрии и проблем со стулом.

    Выход: утром перед школой ребенок должен есть кашу – она обволакивает желудок и защищает его от вредных воздействий. Важно отказаться от газировок, чипсов и тому подобных снеков.

    Если ребенок ходит на дополнительные занятия и не может обедать дома, нужно приносить ему не бутерброды, а горячую еду в термосе. Это не всегда удобно, но совершенно необходимо для здоровья!

 

Ошибка № 3. Сопли и кашель

    К сожалению, несмотря на многочисленные статьи в интернете и рекомендации педиатров, некоторые мамы так озабочены успеваемостью, что ведут детей в школу даже во время болезни! Небольшой насморк и кашель, по их мнению, не повод пропускать занятия.

    Если температуры нет, то ребенок не заразен, и если самочувствие позволяет, то пусть ходит в школу. В любом случае он там не один такой, там сейчас полшколы кашляет и чихает.

    Лично для меня это самая большая ошибка. Ведь подобная ситуация опасна для всех. Во-первых, для самого ребенка: инфекция, перенесенная «на ногах», нередко становится причиной осложнений на сердце и другие органы. Во-вторых, для окружающих детей и учителей: сопли и кашель – это лишь симптомы, а в основе заболевания – вирусная инфекция, очень и очень заразная.

Выход: лечим ребенка дома вплоть до полного выздоровления, и только потом возобновляем занятия. Помним, что здоровье превыше всего! А еще я как педиатр рекомендую всем родителям, беспокоящимся за детей, заранее задуматься о противовирусной профилактике.

 

Ошибка № 4. Гиподинамия 

    После того как ребенок идет в школу, он начинает двигаться меньше. Занятия в классе, уроки дома – все это неизбежно влечет несвойственную для ребенка гиподинамию. Плюс некоторые мамы отказываются от прогулок ради выполнения домашних заданий. В итоге энергия копится в ребенке и не находит выхода – отсюда возникает целый ряд проблем: и повышенная раздражительность, и гиперактивность и неусидчивость.

    Выход: гуляем каждый день! Причем не просто спокойно ходим по улице, а бегаем, прыгаем, играем в догонялки, катаемся на самокате или велосипеде в парке.

 

Ошибка № 5. Сравнение с другими детьми

    Очень распространенная ситуация, которую бывает сложно контролировать даже самым любящим и заботливым родителям. Так и срывается с материнского языка: "А вот Лена нарисовала белочку лучше!" или "Сева не забывает сменку никогда, почему же тебя надо контролировать?" Ничего нет хуже сравнения с другими детьми – это создает в голове первоклассника комплексы и убивает всякое желание стремиться к новым высотам.

    Выход: сравниваем ребенка только с ним самим; новые результаты -– с результатами предыдущими. Плюс любая критика, даже самая мягкая и нежная, должна начинаться с похвалы, за которой следует обсуждение промахов и ошибок и способов выхода из них.

Также читайте о том, какие странности первоклассников на самом деле нормальны.  какие странности первоклассников на самом деле нормальны.

Как найти контакт с учителем: 7 простых советов

    Ваш ребенок 1 сентября в первый раз идет в школу – это большой праздник для всей семьи, важный этап в его и вашей жизни, но также и серьезный повод для волнений. От того, как быстро ребенку удастся наладить контакт с первым учителем, во многом зависит его дальнейшее отношение к школе и учебе.

    К поступлению в школу ребенка нужно готовить заранее. Именно от той информации, которую дают родители будущим первоклашкам, во многом зависит дальнейшее отношение детей к школе и первому учителю. Зачастую родители транслируют ребенку собственный негативный школьный опыт, свои собственные страхи и тревоги, что затрудняет формирование положительной картины.

Важно помнить, что контакт между учителем и учеником в равной степени зависит как от педагога, так и от школьника, и в значительной степени – от его родителей. Каким образом родители могут помочь своему ребенку? Рассмотрим несколько советов, как наладить отношения с учителем.

 

Совет № 1: у родителей будущих первоклашек должно быть позитивное отношение к школе, учителю и учебе

    При позитивном настрое процесс адаптации в школе пройдет значительно легче для ребенка, и, соответственно, выстроить отношения с учителем в позитивном ключе будет намного проще. Если у вас был неудачный опыт общения со школьными учителями, постарайтесь не переносить этот опыт на учителя вашего ребенка. Рассказывайте будущему первокласснику о тех сторонах школьной жизни, которые вы сами считаете положительными и приятными. Но и о предстоящих трудностях не стоит умалчивать: если ребенок будет ожидать от школы только радости и развлечений, то он неизбежно будет разочарован.

 

Совет № 2: сотрудничайте с учителем

    Очень важный момент в построении взаимоотношений между учителем и учениками – сотрудничество родителей с педагогом. Отстаивая интересы своего ребенка, помните о том, что вы с учителем находитесь в одном лагере: ваша общая цель – научить ребенка получать знания. Ни в коем случае не критикуйте учителя при ребенке! Все вопросы, которые вам покажутся спорными и требующими обсуждения, следует решать с учителем наедине при личной встрече.

 

Совет № 3: принимайте активное участие в жизни класса

    Участвуйте в школьных и внешкольных мероприятиях, и тогда вашему ребенку будет значительно легче освоиться в новой обстановке. Со временем, познакомившись с родителями других учеников, вы будете в курсе отношений детей в коллективе, будете в курсе происходящих событий и изменений, это поможет вам своевременно реагировать на события, о которых ваш ребенок может умалчивать.

 

Совет № 4: будьте откровенны с учителем

    Педагогам начальной школы, как правило, небезразлично, в какой обстановке живут и воспитываются их ученики, а также какие у кого особенности, предпочтения, увлечения. Если у ребенка существуют какие-то сложности, то лучше рассказать об этом заранее: такая информация поможет учителю найти индивидуальный подход к каждому ученику.

 

Совет № 5: следите за переживаниями ребенка

Внимательное отношение к состоянию и поведению ребенка поможет вам заметить тот момент, когда возникнет необходимость в вашем вмешательстве. Если ребенок делится с вами переживаниями по поводу своей школьной жизни, то вы вовремя сможете дать ему правильный совет, направить его мысли и эмоции в нужное русло, повлиять на его настроение в лучшую сторону – похвалить, внушить уверенность, развеять страхи.

 

Совет № 6: предлагайте свою помощь

    Самая распространенная ошибка родителей первоклассника – отстраняться от его проблем со словами: «Ты теперь взрослый, разбирайся сам», а также переносить всю ответственность за неудачи ребенка на учителя. Вы можете выступать посредником между ребенком и учителем. Обязательно предлагайте свою помощь в разрешении возникшего недопонимания или противоречий. В любой ситуации ребенок должен чувствовать вашу поддержку, тогда он в сложной для него ситуации обязательно обратится за помощью именно к вам. Предлагайте свою помощь и педагогу – это поможет ему лучше узнать характер ребенка и избежать множества проблем в дальнейшем процессе обучения.

 

Совет № 7: поддерживайте авторитет учителя

    В отношениях между учеником и учителем важнейшую роль играет авторитет педагога. Старайтесь показать значимость учителя – это поможет школьнику лучше усвоить правила субординации, дисциплины и облегчит ребенку процесс адаптации в школьном коллективе. Ни в коем случае не поддерживайте фамильярное или пренебрежительное отношение ребенка к педагогу. Но, в то же время, не запугивайте ребенка образом учителя: уважение должно базироваться не на страхе, а на авторитете педагога.

Как объяснить детям, зачем надо хорошо учиться?

Этот вопрос нередко ставит родителей в тупик. Действительно, отсутствие у сегодняшних школьников мотивации к обучению – проблема глобальная, но решать ее приходится каждой семье по-своему. Как же заинтересовать детей в получении знаний, какие аргументы привести в пользу учебы?

Известно, что двигателем развития каждого ребенка является познавательный интерес, заложенный в нем природой. Сначала малыш интересуется тем, что его окружает, пробует предметы на вкус, с интересом наблюдает и повторяет за взрослыми, затем радостно идет в школу, но постепенно его познавательная активность снижается. Во всяком случае, довольно часто учеба превращается в повинность – для кого-то уже в младших классах, а для большинства – в средней школе.

 

Мотивация бывает разная

    На меня никогда не действовали ни положительные, ни отрицательные стимулы в учебе. Только собственные амбиции. Если я понимала материал, если мне было интересно, то автоматом стремилась преуспеть. Если не понимала и не горела интересом, то результаты были плачевными.

    Нередко у школьника остается лишь отрицательная мотивация к обучению – нежелание сталкиваться с плохими отметками, учительским порицанием или родительским гневом. Однако на ней, как говорится, далеко не уедешь.

    Отрицательная мотивация – это прямой путь к невротическим расстройствам, снижению успеваемости «на нервной почве», а то и полному равнодушию к учебе в будущем. Кроме того, она, как правило, приводит к потере психологического контакта между взрослыми и ребенком, а это порождает новые проблемы.

    Основная масса родителей, конечно, старается доступно объяснить детям, почему учеба в школе – дело важное. Правда, чаще всего такие объяснения сводятся к запугиванию их бедностью и низким социальным статусом из серии «будешь плохо учиться, станешь дворником». Подобные доводы редко оказывают должное воздействие: младшие школьники вообще не воспринимают дальнесрочных прогнозов, средние расценивают их как банальные «страшилки», а старшие подвергают их здоровому скепсису – не все же дворники плохо учились, как и не все начальники были отличниками.

Лишь для части детей нежелание «стать дворником» становится реальным стимулом к учебе стимулом к учебе. И хорошо, если это осознанная ориентация на квалифицированный труд, а не страх перед родителями или ужас перед беспросветным будущим, иначе неврозы обеспечены.

Формирование у ребенка положительной мотивацией к учебе положительной мотивации к учебе – чрезвычайно сложная для родителя задача. Все-таки это процесс внутренний, происходящий исключительно в сознании самого ученика. Однако помочь ему можно, особенно если в этом также будет заинтересован педагог.

 

Роль учителя

    Очень важно не загубить познавательную активность ребенка в самом начале его школьного пути. Маленькие школьники эмоционально отзывчивы, любопытны, им интересно буквально все, если материал преподносится в занимательной форме. Они испытывают огромное удовольствие от собственных успехов, если учитель внимателен к каждому, если он умеет хвалить и подбадривать.

    Именно в младших классах закладываются основы отношения ребенка к учебе. Почувствует ли он вкус к овладению знаниями, осознает ли ценность учебы, захочет ли быть успешным или станет довольствоваться положением «середнячка», приобретет ли он навыки самостоятельной «добычи» знаний – так же во многом зависит от учителя.

    Безусловно, во власти учителей находится и интерес школьников к отдельным предметам, а как следствие – их ориентация на определенную профессию, ведь манерой преподавания и общения с учениками можно как возбудить интерес к любой науке, так и уничтожить его на корню.

 

Ошибки родителей

У меня на старшего никакая мотивация не действовала. Он мне так и говорил: «Ну и пусть я не получу того или этого, зато и уроки делать не буду». Я его волоком тащила почти 7 лет.

    Однако не нужно недооценивать и влияние семьи на ребенка. Родители могут свести на нет старания самого лучшего учителя, если будут вести себя неправильно:

– при ребенке негативно отзываться о школе, критиковать действия учителя;

– мотивировать ребенка к выполнению домашних заданий угрозами и шантажом;

– проявлять равнодушие к успехам ребенка;

– сравнивать успехи ребенка с успехами других детей;

– сверх меры нагружать ребенка занятиями.

    В большинстве случаев семья способна компенсировать даже негативное влияние неидеального учителя. Если родители внимательны и уважительны к ребенку, если они знают, к какой именно области знаний у него лежит душа, и всячески поддерживают его стремление, если они неравнодушны к его победам и поражениям, значит, они многое делают для формирования у него положительной мотивации к учебе.

 

Что же дает хорошая учеба?

    Взрослеющие дети нередко задают этот вопрос мамам и папам, и тут главное – не растеряться, оставив его без ответа. На самом деле аргументов в пользу старательной учебы множество, вот только некоторые из них:

– она учит навыкам самодисциплины;

– она воспитывает ответственность;

– она повышает работоспособность;

– она воспитывает привычку к интеллектуальной работе;

– она дает знания;

– знания делают тебя грамотным;

– знания делают тебя самостоятельным;

– знания позволяют мыслить;

– знания делают тебя интересным собеседником;

– знания обогащают твой творческий потенциал;

– знания повышают твой культурный уровень;

– знания и успешная сдача экзаменов расширяют твои возможности, предоставляют выбор профессии.

А все перечисленное вместе укрепляет веру ребенка в себя, а это значит, что ему будут по плечу любые высоты и достижения.

Также читайте о том, какие ошибки чаще всего допускают мамы первоклассников.

5 проблем любого первоклашки

Свершилось – ваш малыш отправился в школу. Торжественная линейка, цветы, поздравления... Но праздники прошли, и начались будни. С какими проблемами может столкнуться первоклашка?

 

Проблема 1. Режим дня ужесточился

Даже если ваш малыш посещал детский сад, и знает, что такое жизнь по расписанию, за лето режим наверняка успел сбиться. Многие родители откладывают приучение к школьному графику на потом: дескать, вот пойдет дитя в школу, и волей-неволей перестроится. На самом деле мало кто из новоиспеченных школьников может без подготовки включиться в новый распорядок дня. В результате снижаются внимание и острота восприятия, а значит, и успеваемость не будет блестящей, даже если ребенок хорошо подготовлен к школе.  

Первая причина «проблем в школе» и самая главная – устает. У меня дочь, особенно когда первый класс был, даже ночью несколько раз обмочилась, чего она не делала с 2-летнего возраста. Постоянные головные боли были, по врачам ее таскала.

Чтобы этого не случилось, позаботьтесь о том, чтобы организм будущего школьника плавно вошел в новый ритм, в идеале – еще за три недели до начала занятий. Особое внимание стоит уделить малышам, которые не ходили в сад и привыкли полуночничать, подолгу спать по утрам, садиться за стол по собственной прихоти. Педиатры настоятельно советуют родителям хотя бы за год до школы взять себя в руки и оптимизировать распорядок дня, причем не только детский, но и свой собственный.

 

Проблема 2. Отрыв от семьи

Именно так дети, особенно выращенные в атмосфере гипертрофированной опеки, могут воспринимать изменение своего статуса. Теперь рядом нет ни заботливой мамы или бабушки, ни даже воспитательницы, готовой по первому зову вытереть нос или завязать шнурки. Множество совершенно посторонних людей, с которыми новоиспеченный первоклассник знакомится в школе, вынуждают его жить по новым законам и правилам. От этого ребенок чувствует себя еще более растерянным и заброшенным.

Чтобы этого не случилось, необходимо терпеливо, раз от раза, объяснять малышу, как это здорово, что он уже настолько подрос и может учиться в школе. Объясняйте малышу, что школьные уроки требуют особых норм поведения и будьте снисходительны: никто не рождается с готовыми знаниями. В то же время постарайтесь уделять чаду побольше времени после занятий и в выходные. Чувствуя неослабевающую заботу и поддержку, он быстрее привыкнет к новым реалиям.

 

Проблема 3. Трудности в общении

Некоторые психологи полагают, что трудности с адаптацией к коллективу испытывают до 60% младших школьников, а это очень серьезная цифра. С одной стороны, все дети мечтают приобрести в школе новых друзей, а с другой – совершенно не умеют налаживать отношения самостоятельно. К этому может прибавиться и страх перед первой  учительницей – ребенок не знает, чего ждать от этой незнакомой «тетеньки».

Чтобы этого не случилось, с раннего детства приучайте ребенка контактировать с самыми разными людьми. Даже трехлетний карапуз может вежливо пообщаться с продавцом в магазине, поздороваться с соседями, пуститься в «свободное плавание» на детской площадке, самостоятельно заводя знакомства. Очень важно дать ребенку понять, что мир не ограничивается его семьей или даже группой детского сада. Столь же важны и правила хорошего тона: быть приветливым и дружелюбным, не драться, не жадничать и не дразниться. Что же касается педагога, то здесь важно внушить ребенку одну простую истину: родители – главные люди дома, а учительница – в школе. 

Хотя моя дочь в школу просилась очень, сейчас разочаровалась. Учительница пишет в тетради «плохо», а моя зачеркивает и сверху пишет «хорошо». И смех и грех. Уже устала с ней бороться и отпустила ситуацию...

 

Проблема 4. Не хватает усидчивости

Вчерашний дошколенок должен непрерывно просиживать за партой как минимум по 35 минут (а в некоторых школах – и по 45 минут), ежедневно запоминать что-то новое, выполнять домашние задания, каждый вечер собирать портфель. Не каждому это дается легко. Кто-то становится нервной егозой, а кто-то, наоборот, «затормаживается», словно нарочно выводя вас из себя. Не спешите пить успокоительные и примерять к ребенку разные диагнозы: просто первоклашка  испытывает стресс от возросших обязанностей, и его организм, как может, защищает себя. 

Чтобы этого не случилось, учите ребенка самостоятельно отслеживать и распределять свое время. Объясняйте, что вы можете позволить ему сейчас погулять на 20 минут дольше, но в таком случае просмотр вечернего мультфильма сократится на те же 20 минут. Если сборы в школу идут тяжело, дайте ребенку временной люфт: разбудите его пораньше и поставьте часы на видное место. Тренируйте внутренние часы малыша: обращайте его внимание на то, во сколько он должен быть умыт, одет и так далее. После школы обязательно выделяйте время для прогулки: засидевшемуся на уроках первоклашке жизненно необходимо побегать, попрыгать и подурачиться. 

 

Проблема 5. Страх перед уроками

Еще вчера ваш ребенок вприпрыжку бежал в класс, а теперь вдруг заявляет, что больше никогда не пойдет в школу. Откуда такой негатив? Причин может быть несколько, но самая распространенная – это страх. Ребенок испуган новым объемом знаний, он боится, что не справится, пугается вашей критики или неодобрения учительницы. 

Чтобы это исправить, нужно донести до ребенка, сколько положительных моментов есть в школьной жизни. Например, чтобы мотивировать малыша на учебу, акцентируйте внимание на предметах и темах, которые ему интересны. Если ваш ребенок обожает компьютерные игры и мечтает когда-нибудь придумать свою собственную, объясните ему, что для начала ему надо научиться считать, вычитать и складывать, потом изучить разные математические дисциплины, и вот тогда он сам сможет написать какую угодно «стрелялку». Не заостряйте внимание на оценках (пускай в первом классе они и условны) и не сравнивайте его с более сильными одноклассниками.

Есть такой анекдот: первоклассника тащат в школу. Он упирается и кричит: «Одиннадцать лет! За что?!» Чтобы этот анекдот не превратился в грустную реальность, важно помнить, что первое в жизни 1 сентября – только начало большого пути, где ребенка ожидают не только успехи, но и неизбежные трудности. И помочь ему справиться с ними должны родители.

Вместе с родителями

    Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

    В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

    Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).

    Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

    Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу.

    Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

    В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

 

Новые правила

    Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

    Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

    Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.    

 

Психофизиологическая зрелость

    Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

    Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет.

    По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным — лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

    Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

    Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами .

    Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

    У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

    Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

    Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

    Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

    Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

    Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».

    Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

    Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Учительница первая моя.

    Еще вчера малыш гордо стоял на «линейке» с букетом цветов, а уже сегодня школа стала существенной частью его жизни. Только мы, родители, не перестаем волноваться, с тревогой наблюдая за тем, как складываются его отношения с одноклассниками, как проявляет себя его первый учитель, от которого зависит многое.

    Первый школьный учитель – это тот человек, в чьей власти вселить в ребенка любовь к знаниям или же, наоборот, надолго отбить у него охоту учиться. Именно от учителя начальных классов зависит, будет ли маленький школьник верить в себя, или станет смиренным обладателем «средних» способностей, будет ли класс по-настоящему дружным, не появятся ли в коллективе «любимчики» и «изгои». Конечно, родители это прекрасно понимают, а потому стремятся поручить обучение своих детей самым лучшим педагогам. Но, как известно, учителей, выбравших профессию по призванию, не так много, и «самых лучших» на всех желающих просто не хватает. Вот и получается, что кому-то больше везет с первым педагогом, а кому-то меньше. Хорошие учителя навсегда остаются в памяти, плохие – надолго оставляют в ней психологические «занозы», равнодушные – стираются из нее, часто вместе с преподанными ими знаниями.

    Про свою первую учительницу я не могу сказать вообще ничего – не помню, чтобы с ней у меня были связаны какие-то эмоциональные переживания. Хотя нет, припоминаю, что я изо всех своих первоклашкинских сил пыталась ее полюбить. Помимо того, что так положено, ещё я остро ощущала в этом потребность – любить свою первую учительницу. Надо сказать, что полюбить педагога с неопределенным характером и с достаточно индифферентным отношением к своему делу – не так-то просто, и мне это не удалось. Но вот уважала я свою учительницу беззаветно, и в этом, я считаю, существенная заслуга моих родителей.

    Я очень благодарна своей маме, которая прекрасно видела, что мой первый педагог несколько не дотягивает до идеала, и которая впоследствии перевела меня в другой класс, за то, что она никогда – ни словом, ни намеком – не показала мне своего отношения к происходящему. За всю мою школьную жизнь она ни разу не осудила ни одного моего учителя, хотя иногда они этого объективно заслуживали. Тогда, когда я изливала маме свою очередную ученическую обиду, мне, конечно, хотелось как следует «перемыть косточки» нерадивому с моей точки зрения учителю. Но теперь, спустя годы, я рада, что мама не шла у меня на поводу. Она выслушивала меня, поддерживала, когда мне это было необходимо, но при этом ей удавалось удержаться от негативных оценок личностных качеств моих педагогов.

    В подобной воспитательной тактике действительно есть здравое зерно, и это подтверждают детские психологи. Многие из них не устают напоминать родителям школьников о том, что в семье необходимо воспитывать уважительное отношение к учителям, и что самим детям это пойдет только на пользу. Во-первых, «смотрящий в рот» учителю ученик гораздо лучше усвоит любую науку. Во-вторых, авторитет учителя станет лучшим стимулом для примерного поведения ребенка в школе и выполнения им домашних заданий. В-третьих, сам педагог не сможет не заметить уважительного к себе отношения, и это обязательно положительно скажется на успеваемости ученика. Ну и в-четвертых, обучая детей почтительному отношению к старшим, уважению к профессии, умению отделить главное от второстепенного, мы вносим вклад в их нравственное развитие, что тоже в наших интересах.

    Разумеется, речь не идет о тех ситуациях, когда педагог позволяет себе унижать ученика, целенаправленно занижает ему оценки, или как-то еще злоупотребляет своим положением. Если происходит что-то из ряда вон выходящее, или если межу ребенком и учителем возникла непреодолимая неприязнь, то, скорее всего, будет лучше сменить класс или школу. Все остальные проблемы, недоразумения и недомолвки имеет смысл решать непосредственно с педагогом, с глазу на глаз, стараясь не вовлекать в конфликт ребенка.

    Безусловно, чтобы ребенок мог уважать учителя, сам учитель должен уважать личность в каждом ученике – это действительно важно. Важно и то, чтобы он был компетентен как преподаватель. Ну а все остальное, в большинстве случаев, можно и простить человеку, работающему на такой сложной и ответственной работе. Работе, требующей колоссального терпения и полной эмоциональной отдачи, но, к сожалению, не всегда приносящей удовлетворение.

    Вкладывать знания в разные по способностям детские головы никогда не было легким делом. Но в последнее время труд учителя стал еще тяжелее, потому что все больше детей не считают нужным реагировать на замечания, встречаются и попросту неуправляемые школьники. Самое печальное, что многие родители не видят в этом ничего плохого и, со своей стороны, не предпринимают попыток помочь учителю. Некоторые совершенно искренне считают, что педагог просто обязан вылезти из кожи вон, но заинтересовать их кровинушку преподаваемым предметом. Это ничего, что кровинушка в классе не один, и ничего, что у каждого второго ребенка на коленях планшет во время урока. Учитель обязан и точка.

    Учителя, так же как и люди других, требующих вовлечения душевных сил профессий, нередко сталкиваются с так называемым «синдромом профессионального выгорания». И тогда даже самые преданные своему делу педагоги превращаются в равнодушных или нервных, вечно раздраженных «училок» и «преподов». А ведь если задуматься, в этом зачастую присутствует и вина родителей, не научивших своих детей уважительно относиться к учительскому труду. И может быть, нашим детям потому все чаще «не везет» с учителями, что все больше преподавателей не выдерживают потребительского отношения к себе?

Давайте же учить наших детей уважению! В конце концов, оно бумерангом вернется к нам самим.

Странности первоклашки: что является нормой?

    Вчерашний дошкольник не сразу привыкает к тому, что все интересы теперь нужно подчинять учебе. Кроме того, первый год школьной жизни – это всегда поиск места в коллективе, установления контакта с учителем и сверстниками. 

    Считается, что каждый первоклассник проходит несколько этапов адаптации, в которой выделяют социально-психологическую и физиологическую составляющие. Насколько продолжительным окажется этот процесс, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, ими же могут быть обусловлены некоторые «неожиданности» в его поведении. Основная же часть школьных «сюрпризов», как правило, связана с расхождением родительских ожиданий и реальности.

    Необходимость приспосабливаться к новым условиям жизни, привыкание к новому коллективу и поиски своего места в нем становятся порой нелегким испытанием для многих первоклашек. Это в равной степени касается как застенчивых и неуверенных в себе детей, так и вполне коммуникабельных, но, например, страдающих завышенной самооценкой. Нередко случается, что испытанные в школе стрессы отражаются на поведении ребенка, делая его странным в глазах мам и пап. Так, к удивлению родителей, ребенок может начать:

– вставать во время урока, громко говорить или, наоборот, залезать под парту, не желая отвечать на вопросы учителя;

– вести себя непривычно шумно и даже «буйно», приходя из школы;

– грубить старшим и не слушаться их;

– время от времени «впадать в детство» – капризничать, хныкать, играть в забытые до этого времени игрушки, проситься «на ручки» и так далее;

– всячески привлекать к себе внимание близких, требовать от них ласки и прочих проявлений любви;

– проявлять единичные признаки регресса в интеллектуальном развитии: хуже, чем до поступления в школу, читать или считать, путать названия времен года и т.д.;

– проявлять нетипичную пунктуальность и гипертрофированное чувство ответственности – слишком рано вставать, испытывать болезненный страх перед опозданием в школу, по нескольку раз перепроверять содержимое ранца, чтобы ничего не забыть и т.п..

 

   Что делать?  Быть рядом с ребенком, выслушивать, вникать в его трудности и относиться к ним со всей серьезностью, поддерживать его добрым словом и не забывать про тактильный контакт. Активно участвовать в жизни класса (для первоклашки это очень важно), сотрудничать с учителем, от которого зависит эмоциональная обстановка в коллективе и который способен найти индивидуальный подход к каждому ученику. Не пропустить начало так называемого школьного невроза, настигающего некоторых чрезмерно ответственных первоклассников и проявляющегося в повышенной тревожности, новых нежелательных привычках, навязчивых телодвижениях, морганиях или энурезе, а при первых «подозрительных» признаках – обратиться к специалисту.

 

Просто усталость

Необходимость сидеть в одной и той же позе на протяжении всего урока и при этом сосредоточенно следить за действиями учителя – задача не из легких. Не каждому семилетнему ребенку она по плечу, особенно если он совсем не привык к подобным нагрузкам. Если же малыш эмоционально возбудим, если по натуре он непоседа или склонен к быстрому утомлению, вполне вероятно, что его поведение с началом школьной жизни также изменится. В этом случае ребенок может:

– жаловаться на усталость и общее недомогание;

– начать чаще болеть;

– стать раздражительным;

– проявлять нежелание ходить в школу;

– долго (иногда по нескольку часов) спать днем;

– страдать расстройствами аппетита и ночного сна.

    Что делать: Понимать, что усталость – это нормально, особенно на непростом этапе адаптации к школе. Стараться не перегружать ребенка кружками и дополнительными занятиями хотя бы первые несколько месяцев учебы. Установить четкий режим и неукоснительно ему следовать. Обязательно предусмотреть для ребенка возможность ежедневной прогулки. Следить, чтобы питание первоклассника было качественным и сбалансированным.

 

Не все сразу

Не всегда адаптация к школе проходит гладко и у родителей. Случается, что трудности, испытываемые первоклассником в связи с началом школьной жизни, оказываются для них неожиданными. Так, например, мамы и папы могут обнаружить, что их ребенок:– не такой сообразительный (развитый, способный, гениальный), как им казалось: не делает больших успехов в учебе, немного отстает на фоне одноклассников;

– не такой воспитанный, как им казалось: на его поведение жалуется учитель или другие родители;

– не такой общительный, как им казалось, и не так просто находит свое место в социуме: ссорится с одноклассниками, вызывает у кого-то из них неприязнь или, может быть, даже страдает от их нападок.

    Что делать: Любить ребенка таким, какой он есть, но при этом трезво воспринимать его недостатки и корректировать их по мере возможности. Успехи в учебе в большинстве случае можно подтянуть, для этого нужно лишь время, желание и последовательность. Проблемы же во взаимоотношениях с одноклассниками могут иметь глубокие корни, уходящие в особенности поведения самого ребенка. Возможно, ему понадобится помощь психолога, хотя большинство внимательных и чутких родителей благополучно справляются и без нее. Также читайте о трудностях любого первоклашки и как с ними справиться

Советы родителям первоклассника

Ваш ребенок пошел в школу. Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.

- Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. - Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.

- Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.

- Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.

- Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.

- Старайтесь не входить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. - Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка.

- На первых порах просите ребенка «подсказать» вам как, дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.

- Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа не единственная.

- Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.

- И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.

- И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.

 

Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возможности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.

Методические рекомендации

 

Экипировка первоклассника

    Одна из важных проблем для родителей первоклассников – как экипировать своего ребёнка.

Гигиенисты правильно считают, что детской одежде следует быть лёгкой, мягкой, рационально сконструированной.

    Самочувствие ребёнка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой, контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные. Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а из синтетики – вискоза. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон желательно исключить.

    Не менее важно правильно подобрать обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать, нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед пальцами необходим припуск в 10 мм. Важное значение для правильного развития и роста ноги имеет подошва. Небольшой каблук обязателен. Его высота для дошкольников составляет 5-10 мм, для школьников 8-12 лет – не менее 20 мм.

    Не последнее место в экипировке будущего первоклассника занимает вопрос о том, в чём носить школьные принадлежности. Что выбрать: портфель, сумку с плечевым ремнём или ранец? Наш совет – ранец или модный у детей и подростков рюкзачок. Ранец или рюкзачок на спине позволяет равномерно распределять нагрузку, освобождает руки. Выбирая покупку, обращайте внимание не только на красоту и яркость. Лучше выбрать лёгкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием ранец (рюкзак). Подкладка должна быть из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка была плотной, хорошо прилегающей к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина их не должна

 

Требования, предъявляемые к развитию речи первоклассника

1.Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.

2.Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.

3.Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.

4.Умение отвечать на вопросы и задавать их.

5.Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).

6.Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.

7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).

8. Иметь представление о сезонных явлениях природы.

9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).

10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

 

Может ли ваш ребёнок:

1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?

2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?

3. Понимать смысл того, о чём ему читают?

4. Чётко выговаривать своё имя?

5. Запомнить свой адрес и номер телефона?

6. Писать карандашами или мелком на бумаге?

7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?

8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?

9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?

10. Слушать и следовать полученным указаниям?

11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?

13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

14. Проявлять интерес к окружающим предметам?

15. Ладить с другими людьми?

 

Навыки первоклассника

 

К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:

1. Мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;

2. Умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;

3. Причёсываться (своей расчёской);

4. Мыть ноги перед сном тёплой водой;

5. Утром и вечером чистить зубы;

6. При приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;

7. Пользоваться носовым платком;

8. Быстро одеться, раздеться, убрать постель;

9. Содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;

10. Содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;

11. При входе в помещение вытирать обувь;

12. Переодеваться в домашнюю одежду и обувь;

13. При необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

 

Родителям первоклассников на заметку

 

    Обычно до поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что с первого сентября ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой. Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И 2 и 10 и 20 сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется тревога не выполнить родительские наставления, обмануть ожидания взрослых.

    Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем малыш станет настоящим школьником. Адаптация (привыкание к новым условиям) ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный, в котором принимают участие все участники педагогического процесса (учителя, родители, ребенок).

 

    В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению материала.

    В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Поэтому нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием.

Учебная деятельность способствует развитию воли. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. В этом возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах.

    Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями.

    В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.

    Родители должны постоянно тренировать движение пальцев рук ребенка, чтобы тот учился хорошо и правильно говорить. С другой стороны, тренируя пальчики своего ребенка, вы тем самым облегчаете овладением письмом. В начальный период обучения дети встречаются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей возникает неудовлетворение, а у родителей огорчении. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму. Какие обычно у детей возникают проблемы с моторикой пальцев? Слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Зрительные, и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и в воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. Кроме того, дети с трудом ориентируются в пространственных характеристиках. Каждый родитель имеет возможность оценить тонкую моторику своего ребенка и потренировать ее, если обратит внимание на то, как рисует ребенок.

 

Для того, чтобы развивать пальцы ребенка, родителям настоятельно рекомендуется проводить и разучивать с детьми:

1         игры с пальчиками;

2         пальчиковые игры с палочками и цветными спичками;

3         пальчиковые игры со скороговорками;

4         пальчиковые игры со стихами;

5         физкультминутка, пальчиковую гимнастику;

6         пальчиковый алфавит;

7         пальчиковый театр;

8         театр теней.

 

Также необходимо:

1 рисовать красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой;

2 лепить с использованием природного материала;

3 делать аппликации;

4 конструировать из бумаги (искусство оригами).

 

Для того, чтобы развить графическую моторику рук, рекомендуется:

1          рисование по трафаретам;

2          рисование по фигурным линейкам;

3          штриховка;

4          работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

Таким образом, при поступлении ребенка в школу изменяется и отношение ребенка к миру, меняется восприятие мира, меняется отношение взрослых к ребенку. Именно поэтому самым близким человеком, который способен помочь ребенку в этот кризисный период является – родитель. Родителям необходимо в этот период быть особенно внимательными и оказывать ребенку психологическую и педагогическую поддержку.